Ерохова Юлия ИвановнаУчитель-логопед
Коррекция специфических ошибок на письме27.03.2017

Ерохова Ю.И.

учитель-логопед ГКОУ СКОШИ №73

г. Москва

КОРРЕКЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ

Специфические ошибки на письме являются основным симптомом дисграфии. Это такие ошибки, которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер и возникновение которых не связано ни с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка, ни с нерегулярностью его школьного обучения.

Я в своей работе применяю принцип поуровневого анализа специфических ошибок – три группы специфических ошибок:

- на уровне буквы и слога;

- на уровне слова;

- на уровне предложения (словосочетания).

Ошибки на уровне буквы и слога

Ошибки звукового анализа проявляются на письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв и слогов.

Ошибки фонематического восприятия.

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, происходит смешение букв, но не замена.

Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал не соответствующую букву. Это может иметь место при: нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы; при нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

По акустико-артикуляционное сходству смешиваются обычно следующие фонемы: лабиализованные гласные; парные звонкие и глухие согласные; сонорные; Свистящие и шипящие. Аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.

Смешение букв по кинетическому сходству – это смешение кинем. Такие смешения носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.

Персеверация (застревание), антиципация (упреждение, предвосхищение) – своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции – согласный, реже гласный, заменяет вытесненную букву в слове. В основе ошибок двух указанных видов лежит слабость дифференцировочного торможения.

Ошибки на уровне слова

Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи они предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в обучение письму. Ученики затрудняются уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведёт к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.

Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

- когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение;

- при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («поп росил»).

Слитно пишут служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущем словом.

Морфемный аграмматизм становится отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слова. Ошибки ярко обнаруживаются в операции словообразования («лёд – лёдик»). Учащиеся не учитывают чередования согласных в корне. Нарушение функции словообразования особенно явственно проявляется при образовании прилагательных от существительных. Часто ошибочно используют приставку или суффикс.

Затрудняются в выборе соответствующей формы глагола (по времени или виду).

Ошибки на уровне предложения

Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемом аграмматизме, т.е. нарушение связи слов: согласования и управления. Изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени образует сложную систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки и отнести их к определённым категориям.

На уроках русого языка я использую игровые приёмы, которые помогают реализовать коррекцию специфических ошибок.

Вот некоторые из них:

Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов.

Цель: привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов.

  1. На доске записывают слова:

рады- кабан- качай- навес- насос-

наши- нора- жилы- камыш- какой-

Упражнение нужно выполнять в следующем порядке:

А) Вслух прочесть слова; составить с ними предложения или словосочетания;

Б) Прочитать слово хором, деля на слоги хлопками;

В) Затем первый ряд называет только первый слог, второй ряд – второй;

Г) Для перестановки слогов сначала второй ряд называет свой слог, затем первый ряд – свой;

Д) Ученики сами услышат новое слово при таком проговаривании; устно составить словосочетания, предложения с полученным словом;

Е) Записать слова парами по образцу: рады – дыра;

Ж) Отметить важность учёта последовательности слогов в ходе чтения и письма.

2) Прочитать и записать слова, вставляя пропущенный слог:

А) На: -род, -ходка, тиши-, па-ма, мали-, паути-, -шёл, воро-, за-вески, вес-, гли-.

Б) Ки: нос-, -но, оч-, зам-, конь-, -ты, мар-, -нул.

Аналогично с заменяемыми буквами.

3) Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог:

А) Са или ты: колё-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала- ли-, лис-.

Б) Ло или ка: во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток.

Аналогично с заменяемыми буквами.

4) Записать слова, составленные из данных слогов:

КА, ней, ли мин, ви, та ке, ра, та

Ри, ку, ца то, ав, бус ни, пят, ца

Чик, не, куз ла, ку, а бо, ра, та

Боч, ба, ка чок, ви, но та, ну, ми

Аналогично на материале словарных слов.